Учебный курс: Подготовка на 1С:Специалист по платформе 1С:Предприятие 8.3

Задачи бухгалтерского учета – тема № 9:
Расчеты с покупателями в разрезе договоров и документов отгрузки

Расчеты с покупателями за поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы – неотъемлемая часть коммерческой деятельности любой организации. Цель ведения таких расчетов – иметь информацию об остатках задолженности покупателей перед компанией и об авансах, полученных компанией от покупателей.

Чаще всего расчеты с покупателями детализируются подробнее, чем до уровня контрагента. Обычно требуется получать дополнительную информацию о расчетах в разрезе договоров и расчетных документов. В оперативном учете подробная детализация взаиморасчетов может быть оставлена на усмотрение пользователей, она не обязательна. А вот для регламентированного учета аналитика расчетов до договора и документа расчетов должна быть реализована. Наличие этой детализации позволяет решать такие задачи бухгалтерского учета как расчет штрафов за просроченную задолженность, формирование резервов по сомнительным долгам, необходимость выставления счета-фактуры на аванс и многие другие.

В сборнике экзаменационных задачах достаточно много заданий по настройке взаиморасчетов с покупателями. Например, задачи 1.9, 1.25, 1.26, 2.1, 2.2, 2.3 и др.

Рассмотрим особенности организации учета расчетов с покупателями с точки зрения бухгалтерского учета на примере следующей задачи.

Постановка задачи:

«Взаиморасчеты с покупателями ведутся в разрезе договоров с детализацией до документа отгрузки. Каждый договор заключается с конкретным покупателем и не может участвовать в расчетах с другим контрагентом. В каждом договоре указывается дата окончания действия этого договора. Задолженность покупателей возникает при проведении документа «Расходная накладная», в шапке которого указывается покупатель и договор. Документ «Расходная накладная» формирует следующую проводку:

  • Дт «Покупатели» – Кт «Прибыли и убытки» на сумму продажи

Для погашения задолженности используется документ «Приходный кассовый ордер» (ПКО), в шапке которого указывается контрагент и сумма оплаты. Погашение задолженности происходит в первую очередь по тем договорам, у которых срок окончания действия самый ранний. В рамках каждого договора задолженность погашается в хронологическом порядке, начиная с самой ранней неоплаченной накладной. Сумма оплаты не может превосходить сумму задолженности. Если сумма оплаты больше суммы общей задолженности, то документ не должен проводиться. Документ «ПКО» формирует следующую проводку:

  • Дт «Касса» – Кт «Покупатели» на расчетную сумму оплат.

Организация учета расчетов в регистре бухгалтерии

По условию задачи взаиморасчеты ведутся в разрезе контрагентов, договоров и документов отгрузки. Определим, каким образом будем настраивать структуру метаданных для этой аналитики.

В задаче есть условие, по которому в случае превышения суммы оплаты над существующей задолженностью, документ «ПКО» не должен проводиться. Следовательно, в момент проведения «ПКО» необходимо будет получать информацию об остатках задолженности у контрагента.

Кроме того, нужно реализовать механизм погашения задолженности в порядке убывания сроков окончания действия договоров, а внутри договора – в порядке убывания даты выписки документа отгрузки. Для выполнения этой задачи также понадобятся остатки задолженности в разрезе договоров и документов отгрузки.

Однако, аналитика остатков с детализацией до контрагента, договора и документа отгрузки нужна только на счете, на котором ведется учет долгов покупателей («Покупатели»), а не на всех счетах плана счетов.

Итого: аналитика должна присутствовать только на одном счете и предоставлять информацию об остатках долга. Исходя из этих двух соображений организуем аналитику задолженности с помощью механизма субконто к счету «Покупатели».

Решение практической задачи

Используемые объекты каркасной конфигурации

В каркасной конфигурации добавим справочник «Договоры». В качестве владельца укажем справочник «Контрагенты»:

Закладка Владельцы справочника «Договоры»

Рисунок 1 – Закладка Владельцы справочника «Договоры»

Перейдем на закладку Данные и добавим реквизит «СрокДействия» (Дата):

Закладка Данные справочника «Договоры»

Рисунок 2 – Закладка Данные справочника «Договоры»

Теперь откроем окно редактирования объекта конфигурации документ «РасходнаяНакладная» на закладке Данные и добавим два реквизита:

  • Контрагент (СправочникСсылка.Контрагенты)
  • Договор (СправочникСсылка.Договоры):

Закладка Данные документа «РасходнаяНакладная»

Рисунок 3 – Закладка Данные документа «РасходнаяНакладная»

Для реквизита «Договор» выполним настройку свойства Связи параметров выбора. Укажем, что выбор договора возможен только с отбором по владельцу, указанному в реквизите «Контрагент»:

Настройка свойства Связи параметров выбора реквизита «Договор»

Рисунок 4 – Настройка свойства Связи параметров выбора реквизита «Договор»

Добавим в конфигурацию документ «ПКО». В окне редактирования объекта конфигурации перейдем на закладку Данные и добавим реквизиты:

  • Контрагент (СправочникСсылка.Контрагенты)
  • СуммаОплаты (Число 15,2):

Закладка Данные документа «ПКО»

Рисунок 5 – Закладка Данные документа «ПКО»

Изменим ПВХ «ВидыСубконто». В окне редактирования объекта конфигурации на закладке Основные в поле Тип значения характеристик укажем составной тип данных, в который выберем следующие типы данных:

  • СправочникСсылка.Контрагенты
  • СправочникСсылка.Договоры
  • ДокументСсылка.РасходнаяНакладная:

Закладка Основные ПВХ «ВидыСубконто»

Рисунок 6 – Закладка Основные ПВХ «ВидыСубконто»

Далее на закладке Прочее откроем список предопределенных элементов. Элемент «Номенклатура» уже присутствует в каркасной конфигурации, добавим новые элементы:

  • Контрагенты (СправочникСсылка.Контрагенты)
  • Договоры (СправочникСсылка.Контрагенты)
  • ДокументыОтгрузки (ДокументСсылка.РасходнаяНакладная).

Предопределенные элементы ПВХ «ВидыСубконто»

Рисунок 7 – Предопределенные элементы ПВХ «ВидыСубконто»

Изменим план счетов «Управленческий». В окне редактирования объекта конфигурации на закладке Субконто установим связь плана счетов с ПВХ «ВидыСубконто» и укажем максимальное количество субконто – 3:

К сожалению, у Вас недостаточно прав для дальнейшего просмотра.

Если Вы приобрели курс, но еще не активировали токен — пожалуйста, активируйте доступ по инструкциям, высланным на Ваш email после покупки.

Если Вы не залогинены на сайте — залогиньтесь, вернитесь на эту страницу и обновите ее.

Если Вы залогинены, у Вас активирован токен доступа, но Вы все равно видите эту запись — напишите нам на e-mail поддержки.

Комментарии закрыты