Переменные и операторы (бесплатная статья по Программированию 1С)
из цикла статей «Первые шаги в разработке на 1С»

О чем эта статья

Как правило, изучение любого языка программирования начинается с примера написания первой простейшей программы (“Hello world!”). Делается это для того, чтобы наглядно показать работу с базовыми синтаксическими конструкциями. Мы не будем делать исключение из этого общепринятого способа подачи материала при изучении новой среды разработки и поэтому нашу первую статью следует рассматривать в этом же ключе. В ней мы подробно разберем ответы на следующие вопросы, касающиеся программирования на платформе «1С:Предприятие 8»:

  • Где и при помощи чего писать программный код на встроенном языке 1С?
  • Что такое программные модули, какие существуют правила работы с ними?
  • Что такое переменная, как с ней работать, как и где её объявлять?
  • Какие операторы сравнения, присваивания и условий существуют и как их применять?
  • Булевы операции – что это и как с ними работать?
  • Зачем нужны циклы и как их использовать?

Статья будет полезна всем тем, кто еще не знаком с разработкой на платформе «1С:Предприятие 8», но хочет научиться программировать на 1С.

Применимость

Материал актуален для платформы «1С:Предприятие 8» редакций 8.2. и 8.3.

Переменные и операторы

В этой статье мы приступаем к изучению встроенного языка 1С:Предприятие 8. Исполняемый код содержится в программных модулях.

Существует достаточно большое количество модулей, которые предназначены для обработки различных событий.

Так, вход пользователя в систему обрабатывается в одном модуле, а обработка нажатия пользователя на некоторую кнопку – в совершенно другом.

Таким образом, каждый модуль описывает поведение конфигурации в определенной точке. В модуле содержится, прежде всего, раздел описания переменных. Т.е. мы можем объявить в модуле некоторые переменные.

В дальнейшем они могут быть использованы в процедурах и функциях этого модуля. Если переменная определена с ключевым словом Экспорт, то она будет доступна вне данного модуля. Пример строки объявления переменных:

Перем Склад, Подразделение, Кладовщик Экспорт;

После объявления переменных содержится раздел процедур и функций.

За ними располагается раздел основной программы, который будет выполняться в момент обращения к данному модулю.

Например, в разделе основной программы можно осуществить инициализацию переменных, т.е. присвоить им некоторые начальные значения:

Состояние=1;
НовоеВыражение=2;
Результат=3;

Модуль можно представить, как комбинацию различных операторов, которые выполняют разные нужные нам действия.

Разделителем операторов является символ «;» (точка с запятой). Этот знак является признаком окончания оператора. Т.е. оператор может быть записан в таком виде:

Результат=100Х200
+400
-600;

При этом не важно, на скольких строках располагается оператор.

Конечно, чаще удобнее и нагляднее располагать оператор в одной строке, но иногда операторы являются достаточно длинными (число строк обоснованно может достигать нескольких десятков).

Точку с запятой можно не ставить в завершающем операторе данной конструкции, например, процедуры. Т.е. следующий код будет работать:

Процедура ВычислениеЗначения()

ИсходноеЗначение = 100;
ПромежуточноеЗначение = ИсходноеЗначение/5;
ИтоговоеЗначение = ИсходноеЗначение+ПромежуточноеЗначение

КонецПроцедуры

Однако лучше использовать точку с запятой в завершающем операторе. Не исключено, что со временем конструкция будет продолжена, и завершающий оператор окажется уже не завершающим. Придется специально отслеживать эту ситуацию.

Переменные предназначены для того, чтобы хранить некоторые значения любого типа данных. Они используются для промежуточного хранения информации, для обработки.

Практически в любом программном модуле, который выполняет некоторые действия, есть различные переменные. Типизация переменных по значениям в Платформе 1С:Предприятие 8 мягкая.

Например, переменная может содержать значение одного типа данных, а через несколько строк – другого типа:

Создан = Ложь;
Создан = Истина;
Создан =100;

В первых двух операторах значение переменных булевское, а в третьем оно меняется на числовое значение. Т.е. типизация зависит от того значения, которое присваивается данной переменной.
Описывать переменные можно двумя способами:

  • неявный способ (упоминание в левой части оператора присваивания описывает данную переменную, нет предварительного описания переменной со словом Перем, т.е. нет специального раздела описания переменных);
  • явное описание переменных (Перем КонтрольныеДанные;). Явное описание переменных используется, например, если предполагается последующая передача этой переменной в функцию.

Для названия переменных используется классическое описание идентификатора. Идентификатор состоит из букв, цифр и знаков подчеркивания. Начинаться идентификатор должен либо с буквы, либо со знака подчеркивания.

При этом название переменной должно отображать смысл данной переменной. Названия переменных из одной буквы (типа А, В, С) являются плохими примерами. Они не отражают суть переменных.

Примеры правильного названия переменных: Счетчик (увеличивающаяся переменная для цикла), Контрагент. Если имя переменной содержит несколько слов, то каждое новое слово, для наглядности, следует начинать с большой буквы.

В названии переменных нельзя использовать зарезервированные слова, такие как Процедура, Функция, Цикл, КонецЦикла и т.д. (эти конструкции выделяются в программном модуле красным цветом).

Зарезервированные слова – это операторы встроенного языка и их достаточно небольшое количество. Все они представлены в Синтакс-помощнике.

Встроенный язык программирования 1С в Синтакс-помощнике

Следует отметить, что типы данных к зарезервированным словам не относятся (например, Массив, Булево, Истина, Ложь). Система такие имена переменных воспримет корректно.

Для написания программного кода регистр не имеет никакого значения. Например, слово Процедура можно писать как с большой, так и с маленькой буквы. Более того, большие и маленькие буквы можно чередовать внутри слова.

Для Платформы это не имеет никакого значения. Тем не менее, по правилам хорошего тона начало слова нужно писать с большой буквы, все остальные буквы маленькими.

По поводу языка. Можно использовать и русский язык, и английский, и комбинацию двух языков. Если кому-то удобно, можно спокойно использовать английский язык для написания программного кода, а также комбинировать русский и английский языки. Для Платформы это не важно.

Но существуют рекомендации использовать русский язык, потому что в системе достаточно большое количество объектов, которые имеют длинные названия.

Многие названия на английском языке довольно сложно помнить. При использовании комбинации двух языков ухудшается читаемость программного кода.

Булевы операции

В операторах сравнения очень часто используется булевская логика, которая возвращает значение Истина или Ложь.

Например, в условном операторе можно сравнивать: Если Событие = Продажа Тогда алгоритм пойдет по одной ветке (т.е. при значении Истина), по условию Ложь выполняется другая ветка алгоритма.

Условия могут быть достаточно сложными, они могут комбинироваться, при этом применяются следующие операторы: И, ИЛИ, и НЕ. Так, для оператора И:

Истина И Истина = Истина;
Истина И Ложь = Ложь;
Ложь И Истина = Ложь;
Ложь И Ложь = Ложь.

Для опрератора ИЛИ достаточно, чтобы один из операндов был равен Истина, тогда и значение комбинации будет Истина. Значение Ложь получается только в том случае, когда оба операнда Ложь.

Оператор НЕ просто инвертирует текущее значение (Ложь в Истину, Истину в Ложь).

С помощью комбинации данных операторов можно строить достаточно сложные условия. При составлении сложных условных операторов следует учитывать приоритеты.

Высший приоритет имеет оператор НЕ, следующим идет оператор И, а за ним оператор ИЛИ. То, что заключено в скобки, имеет самый высший приоритет и выполняется в первую очередь.

Например, расставим приоритеты (последовательность выполнения) для операций в приведенном выражении:

НЕ(Условие1 ИЛИ Условие2) И Условие3 ИЛИ Условие4
1. Результат1 = (Условие1 ИЛИ Условие2);
2. Результат2 = НЕ Результат1;
3. Результат3 = Результат2 И Условие1;
4. Результат = Результат3 ИЛИ Условие4;

Существует правило преобразования:

НЕ (Условие1 ИЛИ Условие2) = НЕ Условие1 И НЕ Условие2.

Однако не следует всегда стремиться упростить выражение, поскольку зачастую, по логике, проще читается выражение развернутое.

Оператор присваивания

Не следует путать оператор присваивания с равенством, не смотря на то, что у них одинаковое написание.

Принцип работы оператора присваивания таков, что левому значению (переменной с левой части) присваивается то значение, которое находится справа от знака равенства. Разберем пример:

Переменная1 = Переменная2 = Переменная3;

Левое значение – Переменная1, далее следует оператор присваивания.

Переменной1 присваивается значение равенства из булевской логики, т.е. Истина, если Переменная2 = Переменная3, или Ложь в обратном случае.

При тестировании на должность начинающего программиста довольно часто используется задача: поменять значения двух переменных местами.

Данная задача решается с использованием оператора присваивания и имеет два решения.

Решение №1 с использованием временной переменной:
ВременнаяПеременная = Переменная1;
Переменная1 = Переменная2;
Переменная2 = ВременнаяПеременная;

Решение №2:
Переменная1 = Переменная1 + Переменная2;
Переменная2 = Переменная1 – Переменная2;
Переменная1 = Переменная1 – Переменная2;

Условный оператор

Есть такой оператор Если, после которого необходимо описать некоторое условие (само условие может быть достаточно большим). После условия следует слово Тогда и выполняемые операторы.

Далее может следовать ключевое слово Иначе и серия других операторов. Если разных условий несколько, можно использовать серию ключевых слов ИначеЕсли (см. пример ниже). Вся конструкция обязательно завершается ключевым словом КонецЕсли, после чего следует знак точки с запятой.

Оператор Если

Кроме простого и множественного условия существует сокращенная форма условного оператора: ?(Условие, Выражение1, Выражение2);

Если условие истинное, то будет выполняться Выражение1, в противном случае – Выражение2. Пример кода: ДорогойТовар = ?(Товар.Цена>100000, Истина, Ложь);

На практике вместо записей сравнения со значением Истина (Ложь) типа:

Если Переменная = Истина Тогда
и
Если Переменная = Ложь Тогда

реально используются эквивалентные записи:

Если Переменная Тогда
и
Если НЕ Переменная Тогда

Циклические операторы

Для любого вида цикла обязательно явное указание окончания этого цикла с помощью ключевого слова КонецЦикла. Существует несколько типов циклов.

Цикл по счетчику – цикл с фиксированным количеством повторений. Условием выхода из цикла является превышение граничного значения. Пример использования для расчета значения А!

А = 5;
Факториал = 1;
Для Счетчик = 1 По А Цикл
Факториал = Факториал * Счетчик;
КонецЦикла;

Цикл по условию – выполняется пока истинно условие данного цикла. Пример:

ОстатокСуммы = 1000;
ЦенаДополнительногоТовара = 243;
Количество = 0;
Пока ОстатокСуммы>0 Цикл
Количество = Количество+1;
ОстатокСуммы = ОстатокСуммы – Количество*ЦенаДополнительногоТовара;
ЦенаДополнительногоТовара = ЦенаДополнительногоТовара * 0.8;
КонецЦикла
Количество = Количество-1;

Данный цикл вычисляет, сколько единиц товара можно купить на данную сумму (1000 рублей), если после покупки каждой единицы товара предыдущая его цена умножается на коэффициент 0,8. Изначальная цена товара – 243 рубля.

Примером ошибки при использовании данного вида цикла новичками является вечный цикл, когда изначально условие цикла истинно, а в рамках самого цикла оно никак не изменяется.

Цикл по коллекциям (другое название Для каждого).

В Платформе существует достаточно большое количество коллекций (это такие контейнеры, которые содержат элементы определенного типа).

Обойти элементы коллекции можно с помощью цикла специального вида.

Например, существует массив чисел, необходимо посчитать сумму всех элементов массива:

Сумма = 0;
Для каждого Элемент Из Массив Цикл
Сумма=Сумма+Элемент;
КонецЦикла;

Для циклов существуют специальные операторы: Продолжить и Прервать.

Если в некоторой точке цикла выполнение дальнейших операторов данного витка становится бессмысленным, то чтобы вернуться на начало цикла и организовать его следующий виток используется оператор Продолжить.

Оператор Прервать позволяет закончить выполнение цикла, даже если условие цикла истинно.

На этом мы завершаем наше первое знакомство с разработкой на внутреннем языке 1С.

А как же Hello World? Мы же его еще не написали, да? Да, но ничто не мешает вам сделать это самостоятельно, т.к. знаний УЖЕ достаточно. Ну а если не получается, то можете подглядеть сюда.

Далее мы продолжим изучать разработку на 1С, поэтому оставайтесь на связи и не пропустите следующую статью ;)

PDF-версия статьи для участников группы ВКонтакте

Мы ведем группу ВКонтакте – http://vk.com/kursypo1c.

Если Вы еще не вступили в группу – сделайте это сейчас и в блоке ниже (на этой странице) появятся ссылка на скачивание материалов.


Статья по программированию - в PDF-формате

Статья в PDF-формате

Вы можете скачать эту статью в формате PDF по следующей ссылке:Ссылка доступна для зарегистрированных пользователей)

Ссылка доступна для зарегистрированных пользователей)
Ссылка доступна для зарегистрированных пользователей)
Ссылка доступна для зарегистрированных пользователей)

Если Вы уже участник группы – нужно просто повторно авторизоваться в ВКонтакте, чтобы скрипт Вас узнал. В случае проблем решение стандартное: очистить кеш браузера или подписаться через другой браузер.

4 комментариев к “Переменные и операторы (бесплатная статья по Программированию 1С)
из цикла статей «Первые шаги в разработке на 1С»

  1. Escander сказал:

    Статья для тех кто приступает к изучению языка платформы 1С – полезная. Но видимо автор очень торопился…
    1.Синтаксическая ошибка: “по обной ветке”
    2.Как правило в том контексте пишут не “конвертирует текущее значение” а “инвертируем текущее значение”.
    3.В описании условного оператора нет описания ИначеЕсли, хотя во втором примере он наглядно продемонстрирован.

    • Артем Артемов сказал:

      1 и 2 опечатки. Исправим, большое спасибо.
      С 3 вроде все понятно:
      “Есть такой оператор Если, после которого необходимо описать некоторое условие (само условие может быть достаточно большим). После условия следует слово Тогда и выполняемые операторы. Далее может следовать ключевое слово Иначе и серия других операторов. Вся конструкция обязательно завершается ключевым словом КонецЕсли, после чего следует знак точки с запятой.” За этим сразу наглядные примеры с ИначеЕсли. Подумаем как сделать понятнее. Спасибо.

  2. progr-2008 сказал:

    Можно было бы в начале привести снимок программного модуля с очень кратким примером переменных, процедур, функций и разделом основной программы.
    Тогда новичкам будет понятнее то, что потом объясняется.

    • Артем Артемов сказал:

      Спасибо. Но модули – это тема другой статьи.

Комментарии закрыты

Мы используем файлы cookies, чтобы сделать сайт удобнее.
Продолжая просмотр сайта, Вы соглашаетесь с их использованием.
Подробнее