Учебный курс: Подготовка на 1С:Специалист по платформе 1С:Предприятие 8.3

Задачи оперативного учета – тема № 8:
Как организовать учет взаиморасчетов с контрагентами с точностью до конкретного счета на оплату

Введение

Учет взаиморасчетов с контрагентами очень важен для любой компании. Требуется знать, сколько денег должен каждый контрагент, когда он планирует оплатить свой долг. Это необходимо для оперативного планирования текущей деятельности компании.

Также на практике часто требуется видеть взаиморасчеты более детально. Нужно знать не только общую сумму долга, но и понимать, какие конкретно договоры или расходные накладные сформировали эту сумму.

Таким образом, при учете взаиморасчетов кроме обязательной аналитики Контрагент может потребоваться дополнительная аналитика, такая как:

  • Договоры
  • Документы расчетов
  • Проекты.

В экзаменационном сборнике примером задач по учету взаиморасчетов могут быть задачи 1.25, 1.26, 2.2, 2.3 и подобные.

Например, задача на экзамене может быть сформулирована следующим образом.

Компания занимается оптовой торговлей. Взаиморасчеты с покупателями ведутся в разрезе счетов. Покупателю выставляется счет. Затем на основании счета оформляется отгрузка, которая отражается документом «Расходная накладная». Важно, что может быть несколько накладных по одному счету. Документ «Расходная накладная» может быть оформлен только на основании счета. Необходимо иметь возможность увидеть, полностью ли отгружен каждый конкретный счет.

Поступление оплаты от покупателей оформляется документом «Приход денег». В документе «Приход денег» указывается только покупатель и сумма, а распределение задолженности по счетам должно происходить автоматически при проведении документа. В первую очередь погашается задолженность по самым старым счетам.

Проанализируем условие задачи, выделим важные моменты, а также отметим то, что не требуется делать при решении задачи, чтобы не тратить лишнее время.

Анализ постановки задачи

В условии задачи выделены три операции:

  1. Выставление счета покупателю
  2. Отгрузка по счету
  3. Поступление оплаты от покупателя.

Следовательно, для решения задачи потребуется три документа:

  1. Счет
  2. Расходная накладная
  3. Приход денег.

Важно. В условии задачи ничего не говорится про использование номенклатуры ни в документе «Счет», ни в расходной накладной. Значит, на аттестации не нужно тратить время на создание в документе «Счет» табличной части, добавление реквизитов табличной части, не требуется расчет суммы в зависимости от цены и количества товаров. В перечисленных документах вообще не будет табличных частей. Табличная часть СписокНоменклатуры документа «Расходная накладная», присутствующая в каркасной конфигурации, также не нужна для решения задачи, поэтому удалим ее из конфигурации. Также в задаче не требуется реализовывать складской учет. Это позволит сэкономить немного времени на аттестации.

В условии указано, что документ «Расходная накладная» может быть оформлен только на основании счета. Это означает, что в документе «Расходная накладная» нужно создать реквизит «Счет». Этот реквизит должен быть заполнен, нельзя провести накладную с пустым счетом. Фраза «на основании» не должна вводить в заблуждение: не требуется использовать платформенный механизм ввода на основании, создавать в модуле объекта процедуру ОбработкаЗаполнения. Нужно сделать только минимально необходимую вещь – обеспечить указание счета в расходной накладной.

Далее необходимо определить, как будут храниться данные о взаиморасчетах. В тексте задачи речь идет о двух видах задолженности:

  1. Задолженность компании перед покупателем по отгрузке товаров:
    1. Выставленный счет увеличивает задолженность
    2. Расходная накладная, оформленная по счету, уменьшает задолженность
  2. Задолженность покупателя перед компанией по оплате товаров:
    1. Выставленный счет увеличивает задолженность
    2. Документ «Приход денег» уменьшает задолженность.

Таким образом, в задаче необходимо анализировать два вида задолженности – два показателя, следовательно, необходимо создать два регистра накопления (ЗадолженностьПоОтгрузке и ЗадолженностьПоОплате). Остатки задолженности должны храниться в разрезе счетов.

На экзамене нужно внимательно полностью прочитать формулировку задания. Если в билете требуется реализовать только погашение задолженности покупателя перед компанией по счетам, то достаточно будет использовать только один регистр накопления (ЗадолженностьПоОплате).

Если же в постановке задачи указано, что в отчетах требуется видеть объемы отгрузок по счетам или сумму по счету, на которую нашей компании необходимо произвести отгрузку, то для решения задачи потребуется еще один регистр накопления – ЗадолженностьПоОтгрузке.

В условии нашей задачи явно сказано, что требуется видеть, полностью ли отгружен каждый конкретный счет (остатки по регистру ЗадолженностьПоОтгрузке), следовательно, необходимо анализировать и задолженность по отгрузке, и задолженность по оплате. Поэтому в решении используем два регистра накопления (ЗадолженностьПоОтгрузке и ЗадолженностьПоОплате).

Следующий важный момент – при проведении документа «Приход денег» должно происходить автоматическое распределение по счетам суммы поступивших денег. Это классическая задача партионного учета. При этом счет является документом партии. Поскольку в задаче сказано, что в первую очередь покрывается задолженность по самым старым счетам, следует применять методику FIFO.

Рассмотрим наглядный пример.

К сожалению, у Вас недостаточно прав для дальнейшего просмотра.

Если Вы приобрели курс, но еще не активировали токен — пожалуйста, активируйте доступ по инструкциям, высланным на Ваш email после покупки.

Если Вы не залогинены на сайте — залогиньтесь, вернитесь на эту страницу и обновите ее.

Если Вы залогинены, у Вас активирован токен доступа, но Вы все равно видите эту запись — напишите нам на e-mail поддержки.

Комментарии закрыты