Любая задача может быть решена по-разному. На выбор того или иного решения всегда влияет множество факторов. Тренеры Мастер-групп помогают выявлять плюсы и минусы разных вариантов. В сегодняшней подборке вопросов разберем возможные способы организации учета номенклатуры в разных единицах измерения в 1С:УТ, а также возможные способы реализации продаж товара в “минус” на экзамене 1С:Специалист по платформе.
Вопрос №1. Как организовать учет номенклатуры в разных единицах измерения для разных направлений деятельности?
Ответ
Сходу можно предложить пару вариантов:
- В качестве единицы хранения остатков выбрать кг. Закупать можно в тоннах. Для продажи завести единицу измерения пог. м., определить вес для нее.
Здесь есть неудобство – в отчетах по розничному складу остатки будут в кг.
- Если у вас склады четко разделены, то по факту в розницу происходит передача товаров.
В таком случае можно завести отдельные номенклатурные позиции, и передачу с оптового склада делать комплектацией. В этом случае для номенклатуры оптовых складов единица хранения остатков будет тонна, а для номенклатуры розничных складов единица будет погонный метр.
Подготовка к аттестации 1С:Специалист-консультант по внедрению прикладного решения «1С:Управление торговлей 8».
Вопрос №2. Каким способом лучше реализовать возможность продажи товара “в минус”?
- Списывать себестоимость расходной накладной по существующим остаткам и приходной накладной по минусам.
- Распределять себестоимость только расходными накладными, хранить информацию о границе расчета, выполнять расчет регламентным заданием, перепроводя расходные накладные.
- Распределять себестоимость отдельным документом, при этом контролировать последовательность ввода таких документов и отрицательные остатки.
Каждый вариант по своему плох. Прошу подсказать оптимальный вариант.
Ответ
В условии задачи 1.6. сказано:
“Специфика работы организации заключается в том, что информация о поступлении товаров на склад может происходить значительно позднее самого поступления товаров, при этом документы задним числом не вводятся. Таким образом, возможна ситуация, когда продается товар, которого в системе еще нет. В решении должна быть реализована возможность подобной продажи товара, отсутствующего (по данным учета) на складе. … Документы задним числом вводить нельзя, но можно открыть существующий документ и перепровести его”.
Можно выделить следующие ключевые моменты:
- Информация о поступлении товаров на склад может происходить значительно позднее самого поступления, то есть вполне реальна ситуация, когда документ поступления будет введен в систему через несколько дней после даты продажи товара.
- Документы нельзя вводить задним числом. То есть, например, если товары были проданы 01.10.2021, и на тот момент информация о поступлении товаров отсутствовала, то документы поступления не могут быть введены ранее этой даты, они будут введены только после 01.10.2021, скажем, 05.10.2021.
Исходя из этих условий, для организации корректного партионного учета простого последовательного перепроведения документов будет недостаточно (так как это не устранит взаимно некорректное расположение документов относительно друг друга – расход раньше прихода). Даже при анализе в расходной накладной остатков “в будущем”, скажем, текущих остатков, останется проблема списания партий в заданном порядке.
Ведение последовательности в этом случае также будет бесполезным.
Наиболее рациональным решением в данном случае представляется добавление функционала закрытия отрицательных остатков в документ “Приходная накладная”. Это обеспечит автоматическое восстановление данных партионного учета при поступлении товаров, которые были списаны до поступления.
Алгоритм работы документов может быть следующим:
Расходная накладная:
Если в учетной политике запрещена отгрузка “в минус”, то механизм работает стандартным образом: находит остатки партий для позиций номенклатуры и списывает их в порядке, определенным заданным критерием (порядок в данной задаче – срок годности, затем стоимость). Если в остатках нет нужного товара, документ не проводится.
Если в учетной политике разрешена отгрузка “в минус”, то документ будет проводиться всегда, независимо от того, хватает ли остатков для списания. По тем позициям, для которых найдены остатки, работает стандартным образом (см. выше). По позициям, которых не хватило, производится расход по позициям номенклатуры “минус”. При этом партия – пустая ссылка, количество – то, которого не хватило, стоимость нулевая. В результате в регистре окажутся отрицательные остатки по пустым партиям, в количестве, которого не хватило для списания, и с нулевой себестоимостью.
Приходная накладная:
Механизм работает одинаково, независимо от того, запрещена или разрешена в учетной политике отгрузка “в минус” – так как в регистре вполне могли остаться отрицательные остатки, образованные еще до смены учетной политики.
(Другой вариант – приходная накладная также анализирует учетную политику и восстанавливает отрицательные остатки только в том случае, если отгрузка “в минус” разрешена на момент документа. Но в этом варианте следует дополнить процедуру изменения учетной политики проверкой на отрицательные остатки регистра и запретом перехода на политику “без минусов”, если отрицательные остатки найдены).
Алгоритм работы приходной накладной:
- Выполнить приход всех товаров стандартным для приходной накладной способом.
- Проверить, имеются ли для позиций номенклатуры из документа отрицательные остатки регистра на момент времени документа.
- Для отрицательных остатков номенклатуры в регистре.
3.1. Убрать из регистра отрицательные остатки номенклатуры (в количестве не более, чем имеется в документе) – выполнить сторнирование (расход с минусом) нужного количества номенклатуры с пустой партией и нулевой стоимостью.
3.2. Списать номенклатуру в количестве сторнированных отрицательных остатков (выполнить расход), при этом партия = ссылка на данный документ, стоимость списания – по средней цене из документа. Если для одной позиции в документе заданы разные сроки годности, в первую очередь списать более ранний срок годности.
В данном варианте при поступлении товаров отрицательные остатки полностью не устраняются (на время временного разрыва от продажи “в минус” до поступления). С одной стороны, это не противоречит условию задачи и принятой методике работы. Но с другой – возможно появление отрицательных остатков, а также некорректных значений себестоимости и прибыли в отчетах.
Для устранения этого недочета движения по компенсации отрицательных остатков (сторнирование расхода и формирование нового расхода по партии-приходной накладной) в приходной накладной можно выполнять не датой приходной накладной, а датой образования отрицательных остатков (датой списания “в минус” – датой расходной накладной). Чтобы быстро определить эту дату при компенсации отрицательных остатков, можно либо добавить в регистр специальное измерение (дата образования отрицательных остатков), либо в качестве партии при списании “в минус” указывать саму расходную накладную.
Подготовка к аттестации 1С:Специалист по платформе 1С:Предприятие 8.3.