Основы поддержки типовых прикладных решений (бесплатная статья по Программированию в 1С)
из цикла статей «Первые шаги в разработке на 1С»

О чем эта статья

Статья продолжает цикл «Первые шаги в разработке на 1С». В ней представлены начальные сведения о вариантах типовой поддержки прикладных решений. Изучив статью, вы узнаете:

  • Как работает механизм поддержки конфигурации?
  • Как включить возможность внесения изменений в конфигурацию, находящуюся на поддержке?
  • Как настраивать правила поддержи конфигурации?
  • В чем отличие между основной конфигурацией, конфигурацией базы данных и конфигурацией поставщика?
  • В каких случаях нужно снимать с поддержки типовую конфигурацию?
  • Как вернуть конфигурацию, в которой включена возможность изменений, на поддержку без возможности изменения?

Применимость

Материал, представленный в статье, актуален для текущих версий платформы.

Механизм поддержки типовых прикладных решений

В данной статье рассматриваются основы работы с механизмом поддержки типовых прикладных решений фирмы “1С”, включенного в состав платформы “1С:Предприятие 8”.

К типовым прикладным решениям относятся конфигурации, выпускаемые фирмой “1С”. Основные типовые прикладные решения:

  • “1С:Бухгалтерия 8”
  • “1С:Управление небольшой фирмой 8”
  • “1С:Управление торговлей 8”
  • “1С:Зарплата и Управление Персоналом 8”
  • “1С:Комплексная автоматизация 8”
  • “1С:Управление производственным предприятием 8”

Фирма “1С” регулярно вносит изменения в типовые прикладные решения. Как правило, это связано с изменением законодательства, добавлением нового функционала, а также с исправлением, выявленных в ходе эксплуатации, ошибок.

Обновление версий типовых прикладных решений выполняются с помощью механизма поддержки конфигурации.

Если конфигурация пользователя находится на поддержке, то при выходе нового релиза пользователь может самостоятельно выполнить обновление, так как в этом случае обновление осуществляется в автоматическом режиме.

Типовые прикладные решения предназначены для решения стандартных учетных задач, возникающих на большинстве предприятий. Для решения нестандартных задач необходимо вносить изменения в типовые решения.

Большое количество изменений может усложнить установку новых релизов. Для выполнения обновления в этой ситуации нужна более высокая квалификация специалиста, чем квалификация “стандартного” пользователя. Для ускорения процедуры обновления нужно стремиться вносить минимальные изменения в типовые решения.

Любую задачу, поступающую от пользователя, следует постараться решить стандартными средствами типового решения.

При необходимости внесения изменений в типовую конфигурацию нужно использовать следующий сценарий.

Включить возможность внесения изменений в конфигурацию. Для этого в режиме конфигуратора выполнить команду главного меню КонфигурацияПоддержкаНастройка поддержки (Рис. 1).

Наcтройка поддержки

Рис. 1. Форма “Настройка поддержки”

При этом откроется форма Настройка поддержки. В форме нажать кнопку Включить возможность изменения. Ответить Да на вопрос системы о невозможности выполнения автоматического обновления. В открывшейся форме Настройка правил поддержки переключатели по умолчанию установлены в значение Объект поставщика не редактируется. Нажать кнопку ОК (Рис. 2). После этого можно открывать доступ к тем объектам конфигурации, в которые необходимо внести изменения.

Настройка возможности изменения конфигурации

Рис. 2. Настройка возможности изменения конфигурации

Для включения возможности добавления в типовую конфигурацию новых объектов необходимо в форме Настройка правил поддержки выбрать корневой узел конфигурации и установить для него правило поддержки Объект поставщика редактируется с сохранением поддержки. Флаг Установить для подчиненных объектов не устанавливать (Рис. 3).

Установка правила поддержки

Рис. 3. Установка правила поддержки

Информационная база типового решения – это совокупность пользовательских данных и нескольких конфигураций. К этим конфигурациям относятся: конфигурация поставщика, конфигурация базы данных и основная конфигурация.

С конфигурацией базы данных работают пользователи. Конфигурация поставщика – исходная конфигурация поставщика типового решения. Когда типовое решение находится на полной поддержке без возможности изменения, эти две конфигурации равны.

Конфигурацию поставщика можно открыть из формы настройки поддержки Конфигурация – Поддержка – Настройка поддержки. В форме Настройка поддержки нажать кнопку Открыть (Рис. 4).

Кнопка открытия конфигурации поставщика

Рис. 4. Кнопка открытия конфигурации поставщика

После выполнения команды Включить возможность изменения в форме Настройка поддержки в информационной базе создается основная конфигурация. С этой конфигурацией работает разработчик. В основную конфигурацию можно вносить изменения, а конфигурация поставщика и конфигурация базы данных доступны только для чтения.

Конфигурацию базы данных можно открыть на просмотр командой главного меню конфигуратора Конфигурация – Конфигурация базы данных – Открыть конфигурацию БД. При изменении и сохранении основной конфигурации возникают отличия от конфигурации базы данных. На это указывает символ в заголовке окна конфигурации (Рис. 5).

Признак отличия конфигурации базы данных от основной конфигурации

Рис. 5. Признак отличия конфигурации базы данных от основной конфигурации

Если в основную конфигурацию внесены изменения, то с помощью команды главного меню конфигуратора Конфигурация – Обновить конфигурацию базы данных эти изменения переносятся в конфигурацию базы данных.

Конфигурация поставщика изменяется только в случае установки нового обновления от поставщика.

Если в типовой конфигурации включена возможность внесения изменений, то становится доступной возможность снятия конфигурации с поддержки. Начинающие разработчики часто путают эти два режима. Для снятия конфигурации с поддержки нужно в форме Настройка поддержки нажать кнопку Снять с поддержки (Рис. 6).

Снятие конфигурации с поддержки

Рис. 6. Снятие конфигурации с поддержки

После выполнения этой команды из информационной базы автоматически удаляется конфигурация поставщика. Такую возможность необходимо применять только в тех случаях, когда типовое решение используется как основа для собственной разработки и не планируется его дальнейшее обновление.

Иногда необходимо вернуть конфигурацию, в которой включена возможность изменений, на поддержку без возможности изменения.

Такая задача может возникнуть в следующих случаях:

  • В типовом решении была обнаружена ошибка. Ошибка было исправлена программистом в конфигурации заказчика. Для этого была включена возможность изменения конфигурации. После выхода нового релиза поставщика с исправленной ошибкой нужно вернуть конфигурацию на поддержку без возможности изменения.
  • В конфигурации была необоснованно или случайно включена возможность изменения и утрачена возможность автоматического обновления.

Задача решается следующим способом. На первом шаге выполнить архивную копию базы. Например, сделав выгрузку информационной базы Администрирование – Выгрузить информационную базу.

На втором шаге нужно получить исходную конфигурацию поставщика. Это можно сделать из формы настройки поддержки Поддержка – Настройка поддержки. В форме Настройка поддержки нажать кнопку Сохранить в файл (Рис. 4). После этого в форме настройки поддержки нажать кнопку Снять с поддержки (Рис. 6).

Загрузить из файла ранее выгруженную конфигурацию поставщика Конфигурация – Загрузить конфигурацию из файла. Согласиться с предупреждением системы о том, что будет выполнена полная загрузка конфигурации.

Обновить конфигурацию базы данных Конфигурация – Обновить конфигурацию базы данных. Конфигурация будет поставлена на поддержку без возможности внесения изменений. Ранее внесенные изменения будут удалены.

В этом случае возможна потеря данных, если в основную конфигурацию добавлялись новые объекты.

В данной статье были рассмотрены основы работы с механизмом поддержки конфигураций, содержащимся в платформе “1С:Предприятие 8. Из представленных примеров следует, что механизм поддержки конфигураций позволяет оперативно решать различные задачи, связанные с поддержкой типовых прикладных решений.

В заключение напомним, что эта статья уже 12-я по счету в нашем цикле «Первые шаги в разработке на 1С». Как вы уже успели заметить, в основном вся работа велась в конфигураторе, и это логично, т.к. именно там и пишется программный код. Но разработка на платформе «1С:Предприятие» – это не только непосредственное написание программного кода, но и разработка интерфейса конфигурации, с которой будут работать конечные пользователи. И в следующей статье мы начнем наше знакомство с этой интересной темой.

Статья опубликована по материалам курса
“1С:Программист – Быстрый старт в профессию!”.

Комментарии / обсуждение (12):

  1. Андрей

    Статья не вашего уровня, совсем. Ожидал, что опишите методику обновления измененной конфигурации.

  2. Oliver

    Цитата: “На первом шаге выполнить архивную копию базы. Например, сделав выгрузку информационной базы Администрирование – Выгрузить информационную базу.” – это не есть резервная копия, это инструмент для переноса в клиент-серверный режим и обратно. Статья понравилась.

    • Yasen

      Нравится Ваша пунктуальность :)
      Однако, если обратиться к первоисточникам, то видно, что выгрузка-загрузка ИБ используется как для резервного копирования, так и для переноса:

      “Текущая информационная база может быть выгружена в файл на диске или загружена из файла. Эти операции могут использоваться, например, для создания архива информационной базы и восстановления какой-либо копии базы из архива. Также выгрузка и загрузка информационной базы используется для переноса базы из файлового варианта в клиент-серверный и обратно.”

      • Oliver

        Yasen – доброго дня! Порошу понять меня правильно, “я не пытаюсь умничать” :) Просто хочу предостеречь коллег от подобных ошибок.
        Увы, имею опыт когда выгрузка в файл *.dt завершилась успешно а загрузка из него нет. О чём сказано в 1С:Предприятие 8.2 Клиент-серверный вариант Руководство администратора 2-е издание, Глава 5 п.5.1.1 стр.109.

        • Yasen

          Хорошо, будем благодарны за статью с рекомендациями по резервированию ИБ :)

          • Евгений Гилев (Мастер-тренер)

            Можно воспользоваться средствами СУБД, либо скопировать файл 1CD для файловой базы.

  3. Андрей

    Для полного снятия с поддержки есть еще одно применение: уменьшить размер файла cf для передачи его по медленным каналам связи. Естественно, речь идет о случае, когда разработчик получил cf, сделал требуемые модификации и теперь желает их встроить в систему заказчика сравнением/объединением. А заказчик где-нибудь в Мухосранске на GPRS-модеме.

    • Евгений Гилев (Мастер-тренер)

      Добрый день, Андрей!

      Да, есть такое применение.
      Таких заказчиков не много, тем не менее они встречаются.

      • Алексей

        Доброе утро!
        А влияет ли снятие с поддержки на скорость работы в режиме предприятия или конфигуратора? На локальной машине скорость загрузки конфигуратора выросла с 5 сек до 3х. При этом файл конфигурации уменьшился с 512 до 302 Мб.
        Интересно, можно ли увеличить скорость загрузки в режиме предприятия? Интересен сторонний опыт, в моем случае замеров не делал, но по личным впечатлениям загружаться стало быстрее где-то на треть.

        • Евгений Гилев (Мастер-тренер)

          Добрый день!

          Да, незначительный прирост возможен.
          Ведь база становиться “легче” на объем конфигурации поставщика.

    • Андрей

      На начальном этапе внедрения УПП 1.3 (начало 2011 года) на 32-х разрядном сервере 1С:Предприятие и 32-х разрядном MS SQL снятие с поддержки было единственным способом провести обслуживание конфигурации, иначе переполнение памяти и вылет сессии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вход на сайт

Зарегистрироваться

Подтверждение регистрации будет отправлено на указанный e-mail.

Я подтверждаю, что ознакомлен(а) с Пользовательским соглашением, принимаю его условия и даю свое согласие на обработку моих персональных данных.

Восстановить доступ

E-mail или логин

Ссылка на создание нового пароля будет отправлена на указанный e-mail.