О чем эта статья
Статья продолжает цикл «Первые шаги в разработке на 1С». В ней представлены начальные сведения о вариантах типовой поддержки прикладных решений. Изучив статью, вы узнаете:
- Как работает механизм поддержки конфигурации?
- Как включить возможность внесения изменений в конфигурацию, находящуюся на поддержке?
- Как настраивать правила поддержи конфигурации?
- В чем отличие между основной конфигурацией, конфигурацией базы данных и конфигурацией поставщика?
- В каких случаях нужно снимать с поддержки типовую конфигурацию?
- Как вернуть конфигурацию, в которой включена возможность изменений, на поддержку без возможности изменения?
Применимость
Материал, представленный в статье, актуален для текущих версий платформы.
Механизм поддержки типовых прикладных решений
В данной статье рассматриваются основы работы с механизмом поддержки типовых прикладных решений фирмы “1С”, включенного в состав платформы “1С:Предприятие 8”.
К типовым прикладным решениям относятся конфигурации, выпускаемые фирмой “1С”. Основные типовые прикладные решения:
- “1С:Бухгалтерия 8”
- “1С:Управление небольшой фирмой 8”
- “1С:Управление торговлей 8”
- “1С:Зарплата и Управление Персоналом 8”
- “1С:Комплексная автоматизация 8”
- “1С:Управление производственным предприятием 8”
Фирма “1С” регулярно вносит изменения в типовые прикладные решения. Как правило, это связано с изменением законодательства, добавлением нового функционала, а также с исправлением, выявленных в ходе эксплуатации, ошибок.
Обновление версий типовых прикладных решений выполняются с помощью механизма поддержки конфигурации.
Если конфигурация пользователя находится на поддержке, то при выходе нового релиза пользователь может самостоятельно выполнить обновление, так как в этом случае обновление осуществляется в автоматическом режиме.
Типовые прикладные решения предназначены для решения стандартных учетных задач, возникающих на большинстве предприятий. Для решения нестандартных задач необходимо вносить изменения в типовые решения.
Большое количество изменений может усложнить установку новых релизов. Для выполнения обновления в этой ситуации нужна более высокая квалификация специалиста, чем квалификация “стандартного” пользователя. Для ускорения процедуры обновления нужно стремиться вносить минимальные изменения в типовые решения.
Любую задачу, поступающую от пользователя, следует постараться решить стандартными средствами типового решения.
При необходимости внесения изменений в типовую конфигурацию нужно использовать следующий сценарий.
Включить возможность внесения изменений в конфигурацию. Для этого в режиме конфигуратора выполнить команду главного меню Конфигурация – Поддержка – Настройка поддержки (Рис. 1).
Рис. 1. Форма “Настройка поддержки”
При этом откроется форма Настройка поддержки. В форме нажать кнопку Включить возможность изменения. Ответить Да на вопрос системы о невозможности выполнения автоматического обновления. В открывшейся форме Настройка правил поддержки переключатели по умолчанию установлены в значение Объект поставщика не редактируется. Нажать кнопку ОК (Рис. 2). После этого можно открывать доступ к тем объектам конфигурации, в которые необходимо внести изменения.
Рис. 2. Настройка возможности изменения конфигурации
Для включения возможности добавления в типовую конфигурацию новых объектов необходимо в форме Настройка правил поддержки выбрать корневой узел конфигурации и установить для него правило поддержки Объект поставщика редактируется с сохранением поддержки. Флаг Установить для подчиненных объектов не устанавливать (Рис. 3).
Рис. 3. Установка правила поддержки
Информационная база типового решения – это совокупность пользовательских данных и нескольких конфигураций. К этим конфигурациям относятся: конфигурация поставщика, конфигурация базы данных и основная конфигурация.
С конфигурацией базы данных работают пользователи. Конфигурация поставщика – исходная конфигурация поставщика типового решения. Когда типовое решение находится на полной поддержке без возможности изменения, эти две конфигурации равны.
Конфигурацию поставщика можно открыть из формы настройки поддержки Конфигурация – Поддержка – Настройка поддержки. В форме Настройка поддержки нажать кнопку Открыть (Рис. 4).
Рис. 4. Кнопка открытия конфигурации поставщика
После выполнения команды Включить возможность изменения в форме Настройка поддержки в информационной базе создается основная конфигурация. С этой конфигурацией работает разработчик. В основную конфигурацию можно вносить изменения, а конфигурация поставщика и конфигурация базы данных доступны только для чтения.
Конфигурацию базы данных можно открыть на просмотр командой главного меню конфигуратора Конфигурация – Конфигурация базы данных – Открыть конфигурацию БД. При изменении и сохранении основной конфигурации возникают отличия от конфигурации базы данных. На это указывает символ в заголовке окна конфигурации (Рис. 5).
Рис. 5. Признак отличия конфигурации базы данных от основной конфигурации
Если в основную конфигурацию внесены изменения, то с помощью команды главного меню конфигуратора Конфигурация – Обновить конфигурацию базы данных эти изменения переносятся в конфигурацию базы данных.
Конфигурация поставщика изменяется только в случае установки нового обновления от поставщика.
Если в типовой конфигурации включена возможность внесения изменений, то становится доступной возможность снятия конфигурации с поддержки. Начинающие разработчики часто путают эти два режима. Для снятия конфигурации с поддержки нужно в форме Настройка поддержки нажать кнопку Снять с поддержки (Рис. 6).
Рис. 6. Снятие конфигурации с поддержки
После выполнения этой команды из информационной базы автоматически удаляется конфигурация поставщика. Такую возможность необходимо применять только в тех случаях, когда типовое решение используется как основа для собственной разработки и не планируется его дальнейшее обновление.
Иногда необходимо вернуть конфигурацию, в которой включена возможность изменений, на поддержку без возможности изменения.
Такая задача может возникнуть в следующих случаях:
- В типовом решении была обнаружена ошибка. Ошибка было исправлена программистом в конфигурации заказчика. Для этого была включена возможность изменения конфигурации. После выхода нового релиза поставщика с исправленной ошибкой нужно вернуть конфигурацию на поддержку без возможности изменения.
- В конфигурации была необоснованно или случайно включена возможность изменения и утрачена возможность автоматического обновления.
Задача решается следующим способом. На первом шаге выполнить архивную копию базы. Например, сделав выгрузку информационной базы Администрирование – Выгрузить информационную базу.
На втором шаге нужно получить исходную конфигурацию поставщика. Это можно сделать из формы настройки поддержки Поддержка – Настройка поддержки. В форме Настройка поддержки нажать кнопку Сохранить в файл (Рис. 4). После этого в форме настройки поддержки нажать кнопку Снять с поддержки (Рис. 6).
Загрузить из файла ранее выгруженную конфигурацию поставщика Конфигурация – Загрузить конфигурацию из файла. Согласиться с предупреждением системы о том, что будет выполнена полная загрузка конфигурации.
Обновить конфигурацию базы данных Конфигурация – Обновить конфигурацию базы данных. Конфигурация будет поставлена на поддержку без возможности внесения изменений. Ранее внесенные изменения будут удалены.
В этом случае возможна потеря данных, если в основную конфигурацию добавлялись новые объекты.
В данной статье были рассмотрены основы работы с механизмом поддержки конфигураций, содержащимся в платформе “1С:Предприятие 8. Из представленных примеров следует, что механизм поддержки конфигураций позволяет оперативно решать различные задачи, связанные с поддержкой типовых прикладных решений.
В заключение напомним, что эта статья уже 12-я по счету в нашем цикле «Первые шаги в разработке на 1С». Как вы уже успели заметить, в основном вся работа велась в конфигураторе, и это логично, т.к. именно там и пишется программный код. Но разработка на платформе «1С:Предприятие» – это не только непосредственное написание программного кода, но и разработка интерфейса конфигурации, с которой будут работать конечные пользователи. И в следующей статье мы начнем наше знакомство с этой интересной темой.
“1С:Программист – Быстрый старт в профессию!”.
Статья не вашего уровня, совсем. Ожидал, что опишите методику обновления измененной конфигурации.
Цитата: “На первом шаге выполнить архивную копию базы. Например, сделав выгрузку информационной базы Администрирование – Выгрузить информационную базу.” – это не есть резервная копия, это инструмент для переноса в клиент-серверный режим и обратно. Статья понравилась.
Нравится Ваша пунктуальность :)
Однако, если обратиться к первоисточникам, то видно, что выгрузка-загрузка ИБ используется как для резервного копирования, так и для переноса:
Yasen – доброго дня! Порошу понять меня правильно, “я не пытаюсь умничать” :) Просто хочу предостеречь коллег от подобных ошибок.
Увы, имею опыт когда выгрузка в файл *.dt завершилась успешно а загрузка из него нет. О чём сказано в 1С:Предприятие 8.2 Клиент-серверный вариант Руководство администратора 2-е издание, Глава 5 п.5.1.1 стр.109.
Хорошо, будем благодарны за статью с рекомендациями по резервированию ИБ :)
А что там написано как надо делать архив базы данных?
Можно воспользоваться средствами СУБД, либо скопировать файл 1CD для файловой базы.
Для полного снятия с поддержки есть еще одно применение: уменьшить размер файла cf для передачи его по медленным каналам связи. Естественно, речь идет о случае, когда разработчик получил cf, сделал требуемые модификации и теперь желает их встроить в систему заказчика сравнением/объединением. А заказчик где-нибудь в Мухосранске на GPRS-модеме.
Добрый день, Андрей!
Да, есть такое применение.
Таких заказчиков не много, тем не менее они встречаются.
Доброе утро!
А влияет ли снятие с поддержки на скорость работы в режиме предприятия или конфигуратора? На локальной машине скорость загрузки конфигуратора выросла с 5 сек до 3х. При этом файл конфигурации уменьшился с 512 до 302 Мб.
Интересно, можно ли увеличить скорость загрузки в режиме предприятия? Интересен сторонний опыт, в моем случае замеров не делал, но по личным впечатлениям загружаться стало быстрее где-то на треть.
Добрый день!
Да, незначительный прирост возможен.
Ведь база становиться “легче” на объем конфигурации поставщика.
На начальном этапе внедрения УПП 1.3 (начало 2011 года) на 32-х разрядном сервере 1С:Предприятие и 32-х разрядном MS SQL снятие с поддержки было единственным способом провести обслуживание конфигурации, иначе переполнение памяти и вылет сессии.