РАУЗ своими руками

О чем эта статья

Рассмотрим небольшой кейс для программистов – о доработке конфигурации «1С:Управление Торговлей 10.1» в части расчета себестоимости. Статья полезна тем, что в ней приведен пример, работающий на реальном предприятии.

Применимость

Статья написана для редакции 1С:Управление торговлей — 11.0. Если вы используете эту редакцию, отлично — прочтите статью и внедряйте рассмотренный функционал.

Если же Вы планируете начать внедрение УТ 11, то скорее всего будет использоваться более свежая редакция. Интерфейсы и её функционал могут отличаться.

Поэтому, мы рекомендуем пройти курс Практические задачи уровня 1С:Специалист по УТ 11, КА 2 и 1С:ERP 2, это поможет вам избежать ошибок и потери времени / репутации.

Внедрение РАУЗ

Сначала несколько слов о том, для чего мне это понадобилось.

Есть у меня один клиент – торговая фирма со средним оборотом, у которой в древние времена была внедрена система Управление торговлей ред. 10.1. При внедрении и начале работы с системой главным было выполнение базовых торговых операций, и никто особенно не заморачивался с правильностью расчета себестоимости.

Через некоторое время у руководства начали возникать вопросы о правильности прибыли, показываемой в отчете по продажам. Обратились с вопросом ко мне, ну и я как грамотный специалист начал им объяснять, что такое последовательность документов, почему она нарушается и что поэтому ее нужно периодически восстанавливать и даже есть специальные средства для этого.

Как оказалось, граница последовательности находилась года на три в прошлом. Была предпринята героическая попытка ее восстановления, это отдельная история, но финал ее заключается в том, что она так и не была восстановлена, уж слишком много там было различных «косяков».

После этого было принято решение о вводе остатков по партионному на начало периода и в качестве исходных данных для этого брались данные по количественному учету и закупочной цене из соответствующего регистра сведений. При этом в начале регистр партий закрывался в ноль, а потом вводились остатки служебным документом.

Но восстановление последовательности документов начиная с этого момента опять же никто не отменял, и это оказалось камнем преткновения. Восстанавливать ее честно пытались, но только то ли от недостатка времени и усердия исполнителей, то ли из-за недостаточности административного ресурса у руководства последовательность так и не была восстановлена, и как следствие, данные о прибыли были недостоверны.

К этому времени, благодаря Продвинутому курсу по программированию, я уже был знаком с принципами альтернативного учета по ФИФО, который еще известен под именем РАУЗ, который и было решено внедрить на предприятии.

Для полноты картины опишу этот вид партионного учета.

Рассмотрим схему на рис. ниже.

Альтернативный учет по ФИФО или РАУЗ
(Нажмите, чтобы увеличить картинку)

Порядок определение себестоимости для данного примера будет следующим.

  1. Определяется количественный остаток на конец месяца (10+10+10-5-10 = 15)
  2. Определяется суммовой остаток на конец месяца, партии для этого подбираются последние по методу ФИФО, т.е. последние поступления (10 шт по 3000 руб. и 5 шт. из 10 шт по 2000 руб. т.е. 4000 руб стоимость 15 шт.)
  3. Определяется общая сумма расхода, как СуммаРасхода = СуммаНачОст + СуммаПрихода-СуммаКонОст = 0+6000 – 4000 = 2000 руб.
  4. Сумма каждого выбытия усредняется (т.е. при продаже 5 шт 2000/15*5 = 666,(6) и 10 шт. 2000/15*10 = 1333,(3))

Таким образом, по итогам месяца получают оценку списания стоимости такую же, какая была бы получена по методу классического ФИФО. В рамках месяца партионный учет не ведется, т.е. понятие партии, как документа поступления отсутствует, но по итогам месяца суммы получаются такие же, как и при классическом ФИФО. Отсюда следует и недостаток альтернативного ФИФО, нет возможности определить прибыль по отдельным документам продаж, внутри месяца она усредняется.

Данный недостаток, на мой взгляд, с лихвой перекрывается отсутствием зависимости от порядка следования документа внутри месяца, главное, чтобы на конец месяца не было отрицательного остатка.

В конфигурации клиента был добавлен регистр остатков Стоимость товаров следующей структуры.

Стоимость товаров

Основные этапы работы с данным регистром следующие:

  • Документы поступлений делают движения по приходу по обоим ресурсам сразу при проведении.

    Проведение документа Поступление товаров

  • Документы реализации делают движения по расходу только по ресурсу Количество.

    Движение документов реализации

  • Специальная регламентная обработка “Расчет себестоимости товаров”, в соответствии с методом альтернативного ФИФО «допроводит» документы реализаций, рассчитывая и заполняя в регистре ресурс Стоимость. Работа данной обработки будет далее рассмотрена подробнее.

    Обработка Расчет себестоимости товаров

Работу регламентной обработки можно представить в виде последовательности состоящей из трех шагов:

  • Очистка значение ресурса Стоимость в регистре СтоимостьТоваров, поскольку эти записи являются результатом предыдущего расчета себестоимости, а мы их пересчитываем.
  • Определение по методу альтернативного FIFO общую сумму себестоимости расхода по каждой номенклатуре. Вот фрагмент программного кода выполняющего эти действия:

    код 1С
    (Нажмите, чтобы увеличить картинку)

  • В заключительной части обработки для каждого расхода рассчитывается и записывается себестоимость.

Обработка работает достаточно быстро, и ее можно запускать в любой момент времени при необходимости.

Перед началом использования этого метода расчета себестоимости служебным документом были введены начальные остатки по регистру Стоимость товаров, при заполнении документа ввода начальных остатков также использовалась идея альтернативного ФИФО, количество на остатках определялось по данным количественного учета, а стоимость путем подбора последних поступлений по каждой номенклатуре.

Решение получилось простое, всего один аналитический разрез по номенклатуре, не реализована возможность распределения на себестоимость дополнительных расходов, но клиента устраивает и успешно работает у него уже около года.

Другие статьи по «1С:Управление Торговлей 11»:

«Ошибка расчета себестоимости по возвратам клиентам по ФИФО»

«Использование отчетов в конфигурации УТ 11 — Блок «Финансы» »

«УТ 11 или Исповедь торгашки»

Вход на сайт

Зарегистрироваться

Подтверждение регистрации будет отправлено на указанный e-mail.

Я подтверждаю, что ознакомлен(а) с Пользовательским соглашением, принимаю его условия и даю свое согласие на обработку моих персональных данных.

Восстановить доступ

E-mail или логин

Ссылка на создание нового пароля будет отправлена на указанный e-mail.